Составьте ТЗ копирайтеру при прочтении статьи и не парьтесь!
Как составить ТЗ копирайтеру?
Меняются поисковые алгоритмы, ужесточаются требования к текстам сайтов и переспамленный ключами текст, традиционный для сеотекстов трех-пятилетней давности, ведет сайд под фильтр Баден-Баден. Сеотексты сегодня могут быть как информационными, так и продающими.
Как составить ТЗ для копирайтера, чтобы в результате получить адекватный текст, который выведет сайт в ТОП а не опустит на несколько десятков позиций вниз? И если с ТЗ для сеотекстов можно разобраться, то как составить ТЗ на продающий текст?
Вопросов у потенциальных клиентов копирайтера масса. В этой статье хочу рассказать о ТЗ для копирайтера и почему без ТЗ результат ХЗ.
Что такое ТЗ и зачем оно нужно?
ТЗ или техническое задание – это текст с описанием задачи, в котором изложены условия к выполнению работы. Чем более понятно и грамотно составлено техзадание составит заказчик, тем больше вероятность того, что копирайтер напишет нужный текст.
Каждый заказчик по-своему видит текст, представляет его на своем сайте и вкладывает в него функционал: кому-то нужен вдохновляющий текст, кому-то душещипательная история, а кому-то понятный текст с призывом к действию. Но чаще всего тексты на сайты пишут для продвижения сайта. К таким текстам предъявляются самые расплывчатые требования, которые зависят от уровня подготовленности заказчика, понимания смысла сеотекста, источника почерпнутых знаний и личных предпочтений и еще массы второстепенных факторов.
По этой причине копирайтер зачастую сталкивается с ТЗ самого разного уровня: от «напишите на свое усмотрение по этой теме» до многостраничных ТЗ с непонятными таблицами с частотой употребления слов в прямой и непрямой форме без права отступления от ТЗ, немыслимыми параметрами тошнотности и водности по разным сервисам. И тот и другой вариант — крайности, от которых проигрывает и заказчик и копирайтер, поскольку в первом случае результат будет что называется ХЗ (скажу больше в таких случаях в 70% заказчик просит переделать текст и не один раз), а во втором — копирайтера загоняют в жесткие технические рамки, от чего страдает качество и информативность текста — даже виртуозы вынуждены писать ерунду, чтобы вписать ключи.
Как же составить ТЗ копирайтеру? Оно должно быть понятным и ёмким, характеризовать параметры, по которым вы будете оценивать эту работу. При этом вам важно понимать, что текст это не только набор знаков, и слов, а то что несет эмоциональную и смысловую нагрузку, следовательно нельзя ограничиваться только техническими параметрами текста.
Чтобы составить ТЗ копирайтеру Вам нужно определиться с параметрами, которые для вас имеют первостепенную важность при оценке текста: объективные и субъективные.
История из жизни.
Однажды на заре копирайтерской карьеры я на бирже фрилансеров решила взять заказ на продающие тексты для сайта по евроштакетнику. Заказ обещал быть крупным и я написала тестовое, в ТЗ которого значилось написать пример рекламного текста для сайта. Больше никаких требований не было. Довольно быстро я написала коротенький текст, на всякий случай проверила сервисом на уникальность (100%) и отправила его заказчику. Каково же было удивление, когда мне отказали в работе из-за того, что текст был слишком хорошо написан. Меня обвинили в краже текста.
Что должно содержать ТЗ копирайтеру для seo-текста?
Понятие «сеотекст» и как его оценивать
Seo-текстом может быть любой текст, размещенный на сайте и оптимизированный для продвижения в поиске. Для этого нужно прописать теги:
- Title
- Description
- вписать в текст ключевые слова, по которым продвигается страница.
В зависимости от места размещения сеотекст должен выполнять ряд функций:
- информативную — предоставлять полезную информацию;
- навигационную — помогать перенаправлять посетителя по нужному маршруту (перелинковка способствует продвижению);
- вызывать интерес у посетителя и вовлекать его в процесс покупки;
- призывать к какому-то желаемому действию (не обязательно купить).
Что касается технических параметров, то уникальность, водность, тошнотность, наличие словесного мусора и читабельность, которые разные сервисы считают по-разному, то нужно понимать, что они не являются первостепенными. Это вспомогательные сервисы, позволяющие оценить текст в цифрах и увидеть его глазами поисковика. Однако постоянно появляются и совершенствуются алгоритмы восприятия текста поисковиками и технические параметры уступают место смысловым.
Уникальность — важна. Это неоспоримо. Вы вспомните, как раздражает читать одно и то же на нескольких сайтах. Идеальный вариант 100%. В то же время тексты узкоспециализированные, с опорой на законы, терминологию, инструкции и подобные документы в 90% случаев дают низкую уникальность. И это не значит, что копирайтер плохой или текст неуникален. Это значит, что использовались стандартные формулировки и цитаты. Не единожды сталкивалась, что уникальный по смыслу, но не по содержанию текст показывал 70% уникальности. Оценивайте текст по смыслу. Используйте несколько сервисов для проверки в спорных ситуациях и следите, что неуникально. Обычно это ключи, поисковые фразы и цитаты.
Для проверки уникальности существует несколько сервисов. У всех разные алгоритмы, поэтому и показатели могут отличаться: eTXT, Advego, text.ru, content-watch. Но никогда не ставьте в ТЗ проверку по нескольким сервисам. Ставьте один, на который ориентироваться будете вы.
Водность. Проверяется на сайте Адвего в разделе семантический анализ текста. Это вспомогательный параметр для оценки текста на количество слов, не несущих смысла. К ним относятся вводные слова, предлоги, союзы и некоторые слова. Избыток снижает информативность, это верно. НО набор слов без предлогов и союзов, без вводных слов лишает их связности и делает сухим, лишенным смыслов. Средне-нормальная водность по Адвего 56-67%. У текст ру другой алгоритм подсчета водности и там норма 42-46% воды. Главред — прекрасный сервис для повышения информативности, но увлекаясь его рекомендациями текст теряет сочность, становится сухим. Норма, на мой взгляд может быть где-то между 6,5 и 8. Важно смотреть не на цифры, а на текст и то, как он воспринимается.
Тошнота. Это показатель переспамленности. Именно переспам ключевыми словами является объектом охоты фильтра Баден-баден. Чем чаще встречаются те или иные слова, тем выше тошнотность. Норма Классической тошноты 4-5 %, академической — 7-10%. Чем меньше текст, тем ниже будет этот показатель. Снизить частоту употребления слов можно с помощью замены синонимами. Но это не всегда возможно, а не употреблять слова для соблюдения показателей делает текст несвязным и непонятным. На практике я сравниваю свои тексты с текстами конкурентов и стремлюсь добиться результата усредненного или лучшего, но без фанатизма. Бывает, что сервис дает необъективную информацию — надо смотреть на текст.
Ключевые слова. Это неоднозначный параметр, предмет споров и причина головной боли многих копирайтеров. Часто, даже опытные сеошники ставят задачу впихнуть невпихуемое. Например в текст на 2000 знаков нужно вписать ключевые слова и фразы общей численностью 1800 знаков. Это невозможно в принципе, как вы понимаете.Тогда либо текст делаем больше, либо режем слова и фразы. Ключи подбираются согласно собранному семантическому ядру и сопутствующим поисковым запросам, раскиданным по страницам Одна страница — один ключ и 3-5 поисковых запросов к ним. Если запросов много (бывают такие ключи), вы можете дать их все с пометкой, можно группировать и использовать не все.
Я в таких ситуациях группирую запросы, выделяю хвосты и стараюсь ввести все слова, но не в прямом вхождении, а в разбросанном. Современные алгоритмы позволяют поисковику в тексте находить такие хвосты и по смыслу выдавать их в поисковике.
Не стремитесь дать на один текст много ключей. Это чревато переспамом. Один ключ — одна страница.
Размер текста — ориентировочное пожелание. Текст должен выполнять главную функцию — раскрыть тему. Если вы экономите на оплате и ставите 2000 знаков, то тема может быть нераскрыта. Именно по этой причине я предлагаю платить за текст, а не за килознаки, чтобы тема была раскрыта.
Итак, для составления ТЗ на сеотекст копирайтеру рекомендую указывать такие пункты:
- Тема
- Релевантная страница
- Цель текста
- Ориентировочный план (ваше видение раскрытия темы, аспекты, которых стоит коснуться обязательно — у копирайтера может быть другая точка зрения и другое видение — вы рискует получить не то,что ожидаете).
- Тип текста: информирующий/продающий; стиль — если важен для вас уточните: информационный, официально деловой, публицистический, художественный, сторителлинг (уточните свои пожелания, если для вас это важно).
- Ваши конкуренты (ссылки на сайты 2-5)
- Есть ли тексты по теме, которые вам особенно нравятся? Дайте ссылки на них и поясните, что именно в них нравится.
- Каких действий от посетителя сайта вы ждете после прочтения текста.
- Ключевые слова.
- Перелинковка: с какими страницами желательна (целевые страницы услуг, например).
- Параметры, по которым будете оценивать текст вы.
- Сервисы, на проверку которых будете ориентироваться вы.
- Срок сдачи (лучше дать зазор 3-5 дней на подготовку к написанию или завершению текущих проектов. На вчера стоит в 2 раза дороже).
Вам нужен текст для продвижения сайта? Заполните ТЗ копирайтеру в онлайн форме и оставьте заявку со ссылкой на ТЗ.
Как составить ТЗ копирайтеру для информационной статьи
В информационной статье, которые чаще всего пишут для блогов, экспертных блогов и в разделах Статьи, Новости, самое важное — раскрыть тему. Чтобы наверняка получить статью о том, что требуется, напишите, какие аспекты нужно осветить, на чем сделать акцент.
ТЗ для информационной статьи копирайтеру
- Тема статьи
- Для какого ресурса?
- Цель
- Кто должен будет читать эту статью (целевая аудитория)
- Какие аспекты нужно осветить?
- На чем сделать акцент?
- Должна ли статья обязательно содержать специфическую информацию: ссылки на законы, специальные документы, терминологию?
- Теоретический минимум для копирайтера (можно ссылки на необходимую информацию).
- Объем желаемый
- Стиль
- Есть ли примеры, которые вам нравятся? (дайте ссылки)
- Если эта статья по материалам интервью, то оставьте контакты и краткую характеристику собеседника, время для контакта с ним.
- Проверка по Главреду: насколько сухой текст вам нужен? от 6 до 9. Чем выше показатель, тем суше текст.
- Сроки
Осветив эти вопросы в ТЗ вы обезопасите себя при проверке текста и получите то, что нужно.
Хотите заказать информационную статью копирайтеру? Составить ТЗ по шаблону можно здесь.
Как составить ТЗ на продающий текст для сайта
Продающий текст — ныне очень модное и нужное направление в копирайтинге. Его главная цель — помочь увеличить продажи на сайте или способствовать росту конверсии.
Продающие тексты размещают на электронных и бумажных носителях. Копирайтеру заказывают тексты для:
- лендингов;
- посадочных страниц;
- страниц услуг;
- email писем;
- главных страниц;
- текстов интернет магазинов (разделы, страницы групп товаров и описания самих товаров).
Обычно для написания продающего текста копирайтер предлагает заполнить бриф. Поэтому в ТЗ для копирайтера нужно указать только базовую информацию.
- Для какой страницы нужен текст
- Цель текста
- Какую проблему нужно решить
- Источник трафика
- Какие исходные материалы уже есть (маркетинговый анализ, схемы, графики, конкуренты)
- Ваше видение текста и оформление (в общих чертах)
- Сроки.
Вам нужен продающий текст? Сэкономьте время, заполните ТЗи получите бриф для вашего текста в течение 120 минут.
Как я работаю над текстом и на что я обращаю внимание
- Работа над текстом начинается со сбора информации, изучения конкурентов, маркетингового анализа (если речь идет о продающем тексте) и составления плана текста. Эта подготовительная работа занимает очень много времени (45%).
- Затем составляется черновой текст согласно плану. С ним продолжается работа. Может измениться структура и последовательность блоков, расстановка акцентов.
- Следующий шаг, когда готов текст — согласование. Заказчик должен просмотреть его, дать комментарии, замечания, пожелания, рекомендации. Это все еще черновик и его можно править.
- Вносятся правки и еще раз все согласовывается.
- Если текст заказчика устраивает, продолжается работа уже ювелирная: проверка ключевых слов, докрутка по параметрам, стилистика, вычитка на ошибки и чистовая корректировка.
- Не всегда после этой работы получается достичь максимума в требованиях параметров. Тогда я смотрю на качество текста. Например, если уникальность 79 или 85, а не 95-100 %, я смотрю что является причиной. Чаще всего я рекомендую оставить как есть, если это некритичные повторы, связанные с ключами или спецификой текста.
Водность и тошнотность я на этапе докрутки привожу к оптимальному сочетанию качества и смысла текста. И если в цифрах это не супер, но текст качественный — я за цифры не борюсь. Главное — текст должен быть логичным, связным и выполнял свои задачи.
Важно!!! Все цифровые показатели не являются самоцелью — они должны помогать, ориентировать, на что обратить внимание, чтобы улучшить текст, подобрать синонимы, поработать со стилем.