Заказчикам

ТЗ копирайтеру без запар

Составьте ТЗ копирайтеру при прочтении статьи и не парьтесь!

Как составить ТЗ копирайтеру?

Меняются поисковые алгоритмы, ужесточаются требования к текстам сайтов и переспамленный ключами текст, традиционный для сеотекстов трех-пятилетней давности, ведет сайд под фильтр Баден-Баден. Сеотексты сегодня могут быть как информационными, так и продающими.

Как составить ТЗ для копирайтера, чтобы в результате получить адекватный текст, который выведет сайт в ТОП а не опустит на несколько десятков позиций вниз? И если с ТЗ для сеотекстов можно разобраться, то как составить ТЗ на продающий текст?

Вопросов у потенциальных клиентов копирайтера масса. В этой статье хочу рассказать о ТЗ для копирайтера и почему без ТЗ результат ХЗ.

Что такое ТЗ и зачем оно нужно?

ТЗ или техническое задание – это текст с описанием задачи, в котором изложены условия к выполнению работы. Чем более понятно и грамотно составлено техзадание составит заказчик, тем больше вероятность того, что копирайтер напишет нужный текст.

Каждый заказчик по-своему видит текст, представляет его на своем сайте и вкладывает в него функционал:  кому-то нужен вдохновляющий текст, кому-то душещипательная история, а кому-то понятный текст с призывом к действию. Но чаще всего тексты на сайты пишут для продвижения сайта. К таким текстам предъявляются самые расплывчатые требования, которые зависят от уровня подготовленности заказчика, понимания смысла сеотекста, источника почерпнутых знаний и личных предпочтений и еще массы второстепенных факторов.

По этой причине копирайтер зачастую сталкивается с  ТЗ самого разного уровня: от «напишите на свое усмотрение по этой теме»  до многостраничных ТЗ с непонятными таблицами с частотой употребления слов в прямой и непрямой форме без права отступления от ТЗ, немыслимыми параметрами тошнотности и водности по разным сервисам. И тот и другой вариант — крайности, от которых проигрывает и заказчик и копирайтер, поскольку в первом случае результат будет что называется ХЗ (скажу  больше в таких случаях в 70% заказчик просит переделать текст и не один раз),  а во втором — копирайтера загоняют в жесткие технические рамки, от чего страдает качество и информативность текста — даже виртуозы вынуждены писать ерунду, чтобы вписать ключи.

Как же составить ТЗ копирайтеру? Оно должно быть понятным и ёмким, характеризовать параметры, по которым вы будете оценивать эту работу. При этом вам важно понимать, что текст это не только набор знаков, и слов, а то что несет эмоциональную и смысловую нагрузку, следовательно нельзя ограничиваться только техническими параметрами текста.

Чтобы составить ТЗ копирайтеру Вам нужно определиться с параметрами, которые для вас имеют первостепенную важность при оценке текста: объективные и субъективные.

История из жизни.

Однажды на заре копирайтерской карьеры я на бирже фрилансеров решила взять заказ на продающие тексты для сайта по евроштакетнику.  Заказ обещал быть крупным и я написала тестовое, в ТЗ которого значилось написать пример рекламного текста для сайта. Больше никаких требований не было. Довольно быстро я написала коротенький текст, на всякий случай проверила сервисом на уникальность (100%) и отправила его заказчику. Каково же было удивление, когда мне отказали в работе из-за того, что текст был слишком хорошо написан. Меня обвинили в краже текста.

Что должно содержать ТЗ копирайтеру для seo-текста?

ТЗ на сеотекст

Понятие «сеотекст» и как его оценивать

Seo-текстом может быть любой текст, размещенный на сайте и оптимизированный для продвижения в поиске. Для этого нужно прописать теги:

  • Title
  • Description
  • вписать в текст ключевые слова, по которым продвигается страница.

В зависимости от места размещения сеотекст должен выполнять ряд функций:

  • информативную — предоставлять полезную информацию;
  • навигационную — помогать перенаправлять посетителя по нужному маршруту (перелинковка способствует продвижению);
  • вызывать интерес у посетителя и вовлекать его в процесс покупки;
  • призывать к какому-то желаемому действию (не обязательно купить).

Что касается технических параметров, то уникальность, водность, тошнотность, наличие словесного мусора и читабельность, которые разные сервисы считают по-разному, то нужно понимать, что они не являются первостепенными. Это вспомогательные сервисы, позволяющие оценить текст в цифрах и увидеть его глазами поисковика. Однако постоянно появляются и совершенствуются алгоритмы восприятия текста поисковиками и технические параметры уступают место смысловым.

Уникальность — важна. Это неоспоримо. Вы вспомните, как раздражает читать одно и то же на нескольких сайтах. Идеальный вариант 100%. В то же время тексты узкоспециализированные, с опорой на законы, терминологию, инструкции и подобные документы в 90% случаев дают низкую уникальность. И это не значит, что копирайтер плохой или текст неуникален. Это значит, что использовались стандартные формулировки и цитаты. Не единожды сталкивалась, что уникальный по смыслу, но не по содержанию текст показывал 70% уникальности. Оценивайте текст по смыслу. Используйте несколько сервисов для проверки в спорных ситуациях и следите, что неуникально. Обычно это ключи, поисковые фразы и цитаты. 

Для проверки уникальности существует несколько сервисов. У всех разные алгоритмы, поэтому и показатели могут отличаться: eTXT, Advego, text.ru, content-watch. Но никогда не ставьте в ТЗ проверку по нескольким сервисам. Ставьте один, на который ориентироваться будете вы.

Водность. Проверяется на сайте Адвего в разделе семантический анализ текста. Это вспомогательный параметр для оценки текста на количество слов, не несущих смысла. К ним относятся вводные слова, предлоги, союзы и некоторые слова. Избыток снижает информативность, это верно. НО набор слов без предлогов и союзов, без вводных слов лишает их связности и делает сухим, лишенным смыслов.  Средне-нормальная водность по Адвего 56-67%. У текст ру другой алгоритм подсчета водности и там норма 42-46% воды. Главред — прекрасный сервис для повышения информативности, но увлекаясь его рекомендациями текст теряет сочность, становится сухим. Норма, на мой взгляд может быть где-то между 6,5 и 8. Важно смотреть не на цифры, а на текст и то, как он воспринимается.

Тошнота. Это показатель переспамленности. Именно переспам ключевыми словами является объектом охоты фильтра Баден-баден. Чем чаще встречаются те или иные слова, тем выше тошнотность. Норма Классической тошноты 4-5 %, академической — 7-10%. Чем меньше текст, тем ниже будет этот показатель. Снизить частоту употребления слов можно с помощью замены синонимами. Но это не всегда возможно, а не употреблять слова для соблюдения показателей делает текст несвязным и непонятным. На практике я сравниваю свои тексты с текстами конкурентов и стремлюсь добиться результата усредненного или лучшего, но без фанатизма. Бывает, что сервис дает необъективную информацию — надо смотреть на текст.

Ключевые слова. Это неоднозначный параметр, предмет споров и причина головной боли многих копирайтеров. Часто, даже опытные сеошники ставят задачу впихнуть невпихуемое. Например в текст на 2000 знаков нужно вписать ключевые слова и фразы общей численностью 1800 знаков. Это невозможно в принципе, как вы понимаете.Тогда либо текст делаем больше, либо режем слова и фразы. Ключи подбираются согласно собранному семантическому ядру и сопутствующим поисковым запросам, раскиданным по страницам Одна страница — один ключ и 3-5 поисковых запросов к ним. Если запросов много (бывают такие ключи), вы можете дать их все с пометкой, можно группировать и использовать не все.

Я в таких ситуациях группирую запросы, выделяю хвосты и стараюсь ввести все слова, но не в прямом вхождении, а в разбросанном. Современные алгоритмы позволяют поисковику в тексте находить такие хвосты и по смыслу выдавать их в поисковике.

Не стремитесь дать на один текст много ключей. Это чревато переспамом. Один ключ — одна страница. 

Размер текста — ориентировочное пожелание. Текст должен выполнять главную функцию — раскрыть тему. Если вы экономите на оплате и ставите 2000 знаков, то тема может быть нераскрыта. Именно по этой причине я предлагаю платить за текст, а не за килознаки, чтобы тема была раскрыта.

Итак, для составления ТЗ на сеотекст копирайтеру рекомендую указывать такие пункты:

  1. Тема
  2. Релевантная страница
  3. Цель текста
  4. Ориентировочный план (ваше видение раскрытия темы, аспекты, которых стоит коснуться обязательно — у копирайтера может быть другая точка зрения и другое видение — вы рискует получить не то,что ожидаете).
  5. Тип текста: информирующий/продающий; стиль — если важен для вас уточните: информационный, официально деловой, публицистический, художественный, сторителлинг (уточните свои пожелания, если для вас это важно).
  6. Ваши конкуренты (ссылки на сайты 2-5)
  7. Есть ли тексты по теме, которые вам особенно нравятся? Дайте ссылки на них и поясните, что именно в них нравится.
  8. Каких действий от посетителя сайта вы ждете после прочтения текста.
  9. Ключевые слова.
  10. Перелинковка: с какими страницами желательна (целевые страницы услуг, например).
  11. Параметры, по которым будете оценивать текст вы.
  12. Сервисы, на проверку которых будете ориентироваться вы.
  13. Срок сдачи (лучше дать зазор 3-5 дней на подготовку к написанию или завершению текущих проектов. На вчера стоит в 2 раза дороже).

Вам нужен текст для продвижения сайта? Заполните ТЗ копирайтеру в онлайн форме и оставьте заявку со ссылкой на ТЗ.

Как составить ТЗ копирайтеру для информационной статьи

ТЗ на статью

В информационной статье, которые чаще всего пишут для блогов, экспертных блогов и в разделах Статьи, Новости, самое важное — раскрыть тему. Чтобы наверняка получить статью о том, что требуется, напишите, какие аспекты нужно осветить, на чем сделать акцент.

ТЗ для информационной статьи копирайтеру

  1. Тема статьи
  2. Для какого ресурса?
  3. Цель
  4. Кто должен будет читать эту статью (целевая аудитория)
  5. Какие аспекты нужно осветить?
  6. На чем сделать акцент?
  7. Должна ли статья обязательно содержать специфическую информацию: ссылки на законы, специальные документы, терминологию?
  8. Теоретический минимум для копирайтера (можно ссылки на необходимую информацию).
  9. Объем желаемый
  10. Стиль
  11. Есть ли примеры, которые вам нравятся? (дайте ссылки)
  12. Если эта статья по материалам интервью, то оставьте контакты и краткую характеристику собеседника, время для контакта с ним.
  13. Проверка по Главреду: насколько сухой текст вам нужен? от 6 до 9. Чем выше показатель, тем суше текст.
  14. Сроки

Осветив эти вопросы в ТЗ вы обезопасите себя при проверке текста и получите то, что нужно.

Хотите заказать информационную статью копирайтеру? Составить ТЗ по шаблону можно здесь.

Как составить ТЗ на продающий текст для сайта

ТЗ копирайтеру на продающий текст

Продающий текст — ныне очень модное и нужное направление в копирайтинге. Его главная цель — помочь увеличить продажи на сайте или способствовать росту конверсии.

Продающие тексты размещают на электронных и бумажных носителях. Копирайтеру заказывают тексты для:

  • лендингов;
  • посадочных страниц;
  • страниц услуг;
  • email писем;
  • главных страниц;
  • текстов интернет магазинов (разделы, страницы групп товаров и описания самих товаров).

Обычно для написания продающего текста копирайтер предлагает заполнить бриф. Поэтому в ТЗ для копирайтера нужно указать только базовую информацию.

  1. Для какой страницы нужен текст
  2. Цель текста
  3. Какую проблему нужно решить
  4. Источник трафика
  5. Какие исходные материалы уже есть (маркетинговый анализ, схемы, графики, конкуренты)
  6. Ваше видение текста и оформление (в общих чертах)
  7. Сроки.

Вам нужен продающий текст? Сэкономьте время, заполните ТЗи получите бриф для вашего текста в течение 120 минут.

 Как я работаю над текстом и на что я обращаю внимание

  1. Работа над текстом начинается со сбора информации, изучения конкурентов, маркетингового анализа (если речь идет о продающем тексте) и составления плана текста. Эта подготовительная работа занимает очень много времени (45%).
  2. Затем составляется черновой текст согласно плану. С ним продолжается работа. Может измениться структура и последовательность блоков, расстановка акцентов.
  3. Следующий шаг, когда готов текст — согласование. Заказчик должен просмотреть его, дать комментарии, замечания, пожелания, рекомендации. Это все еще черновик и его можно править. 
  4. Вносятся правки и еще раз все согласовывается.
  5. Если текст заказчика устраивает, продолжается работа уже ювелирная: проверка ключевых слов, докрутка по параметрам, стилистика, вычитка на ошибки и чистовая корректировка.
  6. Не всегда после этой работы получается достичь максимума в требованиях параметров. Тогда я смотрю на качество текста. Например,  если уникальность 79 или 85, а не 95-100 %, я смотрю что является причиной. Чаще всего я рекомендую оставить как есть, если это некритичные повторы, связанные с ключами или спецификой текста.

Водность и тошнотность я на этапе докрутки привожу к оптимальному сочетанию качества и смысла текста. И если в цифрах это не супер, но текст качественный — я за цифры не борюсь. Главное — текст должен быть логичным, связным и выполнял свои задачи.

Важно!!! Все цифровые показатели не являются самоцелью — они должны помогать, ориентировать, на что обратить внимание, чтобы улучшить текст, подобрать синонимы, поработать со стилем. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *